В О С П И Т А Н И Е   ГАРМОНИЧНОГО    РЕБЁНКА

Лекция для родителей

Шапран Галина Анатольевна, детско-подростковый психиатр, Луганск

 

Семья — это первичная ячейка воспитания. Очень много в будущем ребенка зависит от нее. То, какой стиль воспитания предпочтут взрослые по отношению к малышу, определит его дальнейшую жизнь. Важно осознавать уместность тех или иных требований, наказаний и поощрений. Нужно знать плюсы и минусы применяемых в воспитании стилей. Это поможет выстроить наиболее благоприятные взаимоотношения с ребенком. Семья влияет на становление личностных качеств человека с самого его рождения. Особенности воспитания детей в семье определяют дальнейшее развитие ребенка. Если взрослые не будут принимать участие в воспитании малыша, они не смогут стать для него предметом подражания. Ни в коем случае нельзя допускать доминирование над детьми, подавление и унижение их.

В каждой семье закладываются свои интересы и ценности, есть уникальный опыт предыдущих поколений. От того, какими эти показатели будут, и зависит будущий характер детей. Ведь они очень чутко реагируют на поведение родителей и усваивают его в качестве нормального для всего общества. Отсюда и возникают проблемы воспитания. Родители, как первые воспитатели имеют наибольшее воздействие на детей. Поэтому они имеют и преимущество перед представителями дошкольных учреждений, также принимающих участие в развитии ребенка. В здоровой семье налажен благоприятный контакт между взрослыми и детьми. У них единые цели и стремления. Это приносит душевное удовлетворение всем её членам. Такой семье не чуждо проявление родительской любви, заботы и уважения со стороны детей.

На формирование личности ребенка влияет стиль воспитания в семье. Родители могут влиять на своих детей при помощи подкрепления, когда становление правильного поведения зависит от поощрения тех действий своего чада, которые им кажутся правильными. Во второй ситуации всё основано на подражании. Ребенок копирует поведение родителей с целью стать таким же, как они, не отдавая отчета тому, правильно это или нет. И, наконец, семья, в которой главным механизмом воспитания является понимание. Здесь родители уважают интересы и потребности своего малыша, отзываются на его проблемы, воспитывая, таким образом, коммуникативную и осознанную личность. Стиль воспитания ребенка в семье подразумевает поведение и установки родителей по отношению к детям.

Еще в середине прошлого столетия психиатр Личко А.Е. описала стили воспитания, которые неблагоприятно сказываются на формирование характера детей и могут приводить к отклонениям в психическом здоровье. Вот некоторые из них:

 

Противоречивое (не последовательное) воспитание.

Члены семьи в таких случаях (отец и мать, родители и дед или бабка и т. п.) применяют несовместимые воспитательные подходы и предъявляют к ребенку порою противоречивые требования. При этом члены семьи конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом. Чаще всего такой стиль воспитания встречается в семьях, где родители проживают вместе с бабушками и дедушками. В таких случаях бабушки отменяют запреты родителей, жалеют детей, когда их наказали, тем самым, подрывая авторитет родителей. Еще такая ситуация возникает, когда родители допоздна заняты на работе и большую часть времени дети проводят с бабушкой или няней. В то короткое время, которое родители проводят с ребенком, они пытаются возместить недостаток общения и позволяют ребенку делать все, отменяя запреты бабушки. Подобные ситуации оказываются особенно пагубными для ребенка, создавая больший риск удара по слабым сторонам его характера. В таких семьях ребенок растет непослушным, приспосабливаясь к одному из воспитателей, ищет защиты у балующего его родителя, не понимает запретов, у него формируется неадекватная самооценка. Взрослея и сталкиваясь с трудностями, ребенок теряется, не может найти собственный выход из ситуации.

 

Гипопротекция или безнадзорность проявляется недостатком опеки и контроля за поведением.

Этот вид неправильного воспитания в крайней форме проявляется полной безнадзорностью, когда ребенок оказывается совершенно заброшенным, ненакормленным, неодетым, живущим в тяжелых условиях. В наше время такое также встречается, но чаще в алкоголизирующихся семьях. Обычно же в наше время  гипопротекция не сказывается на удовлетворении насущных нужд ребенка, а проявляется только недостатком внимания, заботы и руководства, истинного интереса родителей к его делам, волнениям, увлечениям. В духовной жизни ребенок оказывается предоставленным самому себе. Как ни странно, но такое часто встречается в наших семьях. Это семьи, где оба родителя или один родитель в неполной семье длительно работают, либо занимаются своей жизнью. Являясь матерью троих детей, я часто наблюдала ситуацию, когда на детской площадке мамы не разлучаются с мобильным телефоном, а дети предоставлены сами себе. Мамы обращают на них внимание только тогда, когда произошло что-то из ряда вон выходящее. Просьбы ребенка обратить на них внимание, например, посмотреть на их успехи, в худшем случае, заканчиваются ответом: «Иди гулять!» либо формальным интересом (не отрываясь от телефона). По дороге в школу/детский сад родители продолжают разговаривать по телефону или общаться между собой, игнорируя вопросы, познавательный интерес ребенка. В таких случаях ребенок перестает задавать вопросы, ребенок научается обходить формальный контроль старших и начинает тайно от них жить своей жизнью. В детском возрасте у таких детей встречаются задержки психического развития. В школьном возрасте они часто оказываются неуспешными, и тогда, спохватившиеся родители, начинают нанимать репетиторов, искать причину, обвиняя во всем ребенка – дескать «он не такой», искать чудодейственную таблетку. В подростковом возрасте дети быстрее других оказываются в асоциальных компаниях и легко заимствуют праздный, полный поисков увеселений образ жизни. Предоставленные себе, они с первых классов школы начинают прогуливать уроки, все дни проводить на улице, быстро оказываются в асоциальных компаниях,  алкоголизируются, начинают убегать из дому и т. п.  Задержать это развитие может лишь обстановка строгого трудового и дисциплинарного режима.

Потворствующая гиперпротекция.

В крайнем проявлении потворствующая гиперпротекция получила наименование воспитания по типу «кумира семьи». Здесь дело не столько в постоянном контроле, сколько в чрезмерном покровительстве, в стремлении освободить любимое чадо от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей. Это дополняется непрестанным восхищением мнимыми талантами и преувеличением действительных способностей. С детства ребенок растет в атмосфере восторгов, похвал и безудержного обожания. Ему разрешают всё. Это культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания окружающих, ловить полные интереса к своей особе взоры, слышать разговоры о себе, а все желаемое получать с легкостью, без особого труда. Родители стараются удовлетворить любые потребности малыша. Дети, как правило, не готовы столкнуться с реальностью. Им трудно наладить контакт с людьми, в них неразвита самостоятельность, они не способны принимать решения. В семье такие дети становятся диктатором семьи, родители оказываются не в состоянии удовлетворять растущие завышенные потребности ребенка.  В детском саду и школе такие дети отличаются нарушенным поведением, они не реагируют на замечания, дерутся, причем родители и тут становятся на сторону ребенка, подкрепляя тем его неправильное поведение. В конце концов, для ребенка это заканчивается оформлением индивидуального обучения и выводом его из коллектива.  С запозданием появляются запреты, иногда гипертрофированные, часто с избиением ребенка, что может привести к  невротическим, протестным реакциям, уходам ребенка в асоциальные компании, суицидальному поведению.

 

Авторитарный стиль воспитания.

В авторитарном воспитании ребенок воспринимает желание родителей, как закон для себя самого. Однако взрослые и не подозревают о том, что таким образом подавляют детей. Они требуют непререкаемого подчинения, при этом не объясняя причины таких указаний. Жесткий контроль за жизнью ребенка не всегда ведется корректно. Такие родители не учитывают способности и интересы ребенка, его желания, загоняя их в жесткие рамки, часто равняя их под себя. Результатом такого воспитания является замкнутость и нарушение общения ребенка с родителями. Такие дети менее самостоятельны и не уверены в себе. Лишь малая часть из них конфликтует с родителями, отстаивая свои позиции. Однако если родители воздействуют на ребенка, унижая его самолюбие, то встречают резкий протест. Так, дети становятся лицемерными, грубыми, часто обманывают, а иногда и ненавидят своих родителей. Если это сопротивление ломается, то подавляется активность, самостоятельность, вера в себя. Если эта ситуация напомнила вас самих, то следует срочно принять меры и смягчить жесткий контроль над ребенком. Нужно перестать давить на малыша и дать ему возможность проявить себя.

 

Воспитание в атмосфере культа болезни.

Преувеличенные заботы о здоровье, возведение в культ режима и лечения имеющихся у него заболеваний. В итоге такое воспитание способствует неприспособленности ребенка к самостоятельному существованию, эгоистической фиксации на заботах о собственном здоровье, развитию своего рода установок с завышенными притязаниями («все во всем должны идти навстречу»). На любые трудности ребенок требует повышенного к нему внимания с истериками, симулированием болезненных состояний, убежденностью в своей особенности, повышенной нуждаемости в заботе, постоянными опасениями о состоянии своего здоровья.

 

Демократический стиль воспитания наиболее приемлемый.

Считается, что демократический стиль является наиболее благоприятным в воспитании подрастающего поколения. Родители не только заботятся о дисциплине, но и не препятствуют самостоятельности детей. В такой семье ребенок выполняет свои обязанности, но при этом его права не ущемляются. Родители уважительно относятся к мнению детей и поэтому советуются с ними, когда это нужно. Чрезмерной опеки в таких семьях нет, поэтому дети прислушиваются к объяснениям того, что делать можно, а чего не стоит. При демократическом стиле не бывает больших конфликтов. Ещё одной особенностью подобного воспитания является умеренность. То есть, у детей нет излишней агрессивности, они способны стать лидерами, могут контролировать окружающих, но сами практически не поддаются манипулированию извне. Они достаточно коммуникабельны, легко приспосабливаются к жизни в обществе. Демократический стиль предполагает уважение установок ребенка и его самого. Поэтому поддерживайте дружеские отношения с малышом, но не увлекайтесь, поддерживайте свой авторитет, чтобы в будущем ребенок смог положиться на вас и довериться вам.

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ.

 

Хорошие родители любят и проявляют свою любовь к ребенку. Сами они умеют владеть собой и с уважением относятся друг к другу. Не принуждают ребенка заниматься  тем, чем ребенку не нравится. Замечают и отмечают успехи ребенка. Сами родители являются оптимистами, они ищут и находят выход из сложных ситуаций. Сами являются образцом выполнения требований, предъявляемых ребенку. Они вовремя могут предостеречь и уберечь ребенка от возможных неприятностей и опасности.

  1. Постоянно разговаривайте со своими детьми, объясняйте, что есть плохо, а что – хорошо.
  2. Стремитесь создать доверительные и дружеские отношения со своим чадом, чтобы он мог в момент, когда ему нужно о чем-то поделиться – рассказать своему родителю и попросить совета в той или иной ситуации. Какова атмосфера в семье, а также отношения родителей – таким и будет ребенок, поэтому необходимо создать как можно более гармоничные отношения как с супругом, так и с родственниками.
  3. Доверяйте своему ребенку! Нам не хочется обманывать того, кто нам доверяет, и мы стремимся быть еще лучше, делать добрые дела, совершать хорошие поступки.

4.Уважайте своего ребенка. Помните, что мы уважаем тех, кто проявляет к нам уважение. Не смотрите на малыша сверху вниз, присядьте на корточки, когда говорите с ним, — так вам будет легче понять друг друга.

  1. В общении с ребенком могут возникать споры. Как взрослый человек, вы всегда сможете доказать свою правоту. Но стоит ли всегда стоять на своем? Если это возможно, уступите в споре ребенку, пусть он не чувствует себя вечно неправым. Своим примером вы научите ребёнка уступать, признавать поражения и ошибки.
  2. Как можно чаще обнимайте своего ребенка (не меньше десяти раз в день), ласкайте его, гладьте по голове. Но делайте это тогда, когда он готов принять вашу ласку.
  3. Когда ваш маленький ребенок предлагает вам помощь, или хочет сделать что-то сам, давайте ему такую воз­можность, даже если вы уверены, что он пока не может справиться с такой сложной задачей, хвалите его за каждую малость, которую он смог сделать. Хвалите малыша, когда у него что-то хорошо получается, замечайте даже мелочи, в которых он успешен, ведь «доброе слово и кошке приятно», а ради похвалы ребенок будет готов стараться сделать еще больше, еще лучше.
  4. Всегда разговаривайте с ребенком, как со взрослым человеком, избегайте уменьшительно-ласкательных слов. Эпитеты должны присутствовать в вашей речи, но сюсюкать с ребенком не стоит.
  5. Если научить ребенка говорить родителям о том, что его мучает, и рассказать о том, что вы переживали нечто подобное в его возрасте (а обычно так и бывает), то часть детских страхов отпадет сама собой.
  6. Приучайте ребенка к порядку с полутора до шести лет. Потом это сделать намного труднее.
  7. Если ребенок попросил у вас помощи, поддержите его, помогите ему увидеть, что он может сделать сам, а в чем ему действительно нужна ваша помощь, и помогите в этом.
  8. Рассказывайте ребенку о своих успехах и неудачах и своих чувствах по этому поводу. Пусть он знает, что родители тоже могут ошибаться и огорчаться этим. Спрашивайте, что происходит у вашего ребенка и что он при этом чувствует.
  9. Не сравнивайте своих детей. Пусть они будут разными. Если им не придется вас делить между собой, они всегда будут любить и поддерживать друг друга. Помните, когда у вас появляется младший ребенок, старший все еще остается ребенком, которому нужна ласка, забота, внимание, возможность почувствовать себя маленьким.
  10. Когда просите ребенка перестать делать что-то, говорите ему, что вы хотите, чтобы он делал вместо этого. Вы удивитесь тому, какой у вас понятливый и послушный ребенок. Не пытайтесь заставлять ребенка читать, если вы сами этого никогда при нем не делаете, и убирать свои вещи, если ваша одежда валяется по всей квартире. Когда мы наказываем детей тем, что запрещаем играть в компьютерную игру, и заставляем вместо этого читать, то чтение становится наказанием, а компьютер сладким запретным плодом.
  11. Научите своих детей принимать самостоятельные решения, делать выбор, брать на себя ответственность.
  12. Любите своего ребенка таким, какой он есть! Говорите ребенку о том, что вы его любите!

 

Источник: doktornarabote.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *