Понять друг друга…

НАТАЛЬЯ     ГЛАДКОВА,

Логопед дневного логопедического стационара, Луганск

         Понять другого, понять себя и, наконец, быть понятым – такова логика человеческого  взаимопонимания, такова логика нашей  жизни в сообществе.

Первое впечатление  о человеке складывается прежде всего по его внешнему виду, манере поведения, стилю оде6жды. Но, как важно услышать из его уст красивую, внятную, разборчивую речь. Люди  не  только мыслят, но и говорят с разной скоростью. И если человек  произносит  более  2,5 слов в секунду, его перестают понимать. Но и замедленная речь порождает барьеры во взаимопонимании. Хотя древнегреческий философ Зенон поучал: «У нас для того два уха и один рот, чтобы  мы  больше  слушали и меньше говорили».

Человеческое взаимопонимание. Не случайно писатели-фантасты худшую перспективу развития человечества связывают с утратой возможности эмоционального общения на внятном языке. Мрачный призрак будущего мира, в котором властвуют разумные автоматы – беспокоит…

А потому обратимся к теме формирования у нас красивой, правильной речи. Понятно, что происходит это в раннем детстве, при этом, —  первые слова  являются  новым этапом в развитии  малыша. Но, прямо скажем, обучить  ребёнка  чистой речи – серьёзная  и  важная  задача, которую должны осознавать и родители и педагоги. Поэтому важно, чтобы окружающая  среда  ребёнка  была  вполне  полноценной, то есть и родители, и воспитатели  должны  говорить  чётко, правильно  и  внятно.  А так ли это? – Послушаем  речь многих  из пассажиров «маршруток», которые сразу, после посадки достают «мобилки» и на каком-то «тарабарском языке» весь путь следования «ведут базар» с собеседником. Причём, во весь голос, не обращая  внимания на рядом сидящих, которых просто «коробит» и сама речь, и громкость, и безграмотность…

Но, всё же – о детях.

Доказано, что возникновение речевых нарушений у детей связаны со стилем их общения с матерью. Мама — самый главный человек в жизни дошкольника. Именно родители свободно общаются с ребёнком во время бесед, совместных прогулок, экскурсий(если таковые имеют место…), походов в магазин. Следят за его успехами и обязательно должны вносить свой вклад в коррекционно — развивающий процесс. То есть именно мама может сформировать у ребёнка позитивную мотивацию по отношению к занятиям по преодолению речевых нарушений.

Как это приятно, когда ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: понятно выражает свои мысли и желания, задаёт вопросы. Неясная речь затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, а некоторые и раздражительными. Имея полноценный слух и интеллект, они не готовы к усвоению школьной программы и составляют основную группу риска по неуспеваемости.

По мере овладения языком у малышей могут выявляться нарушения ре­чевого развития. Подчеркнём тот факт, что почти все они, кроме дефектов произношения звуков,  дают знать о себе уже в раннем возрасте (до трёх лет)! – Родители, — держите «ушки на макушке!», постарайтесь заметить признаки этих нарушений как можно раньше.

А теперь – более детально: один из первых признаков нарушенного речевого развития — отсут­ствие гуления и лепета или слишком позднее их появление. Столь же важ­ный признак — отсутствие реакции на речь окружающих, даже если у ре­бенка есть гуление и лепет,  сначала проверьте его физический слух — он может быть снижен.

Если к полутора годам ребенок не произносит никаких слов, это свидетельствует о задержке у него речевого развития. О том же говорит и отсутствие после двух лет сформированной фразы, даже если ребёнок и произносит некоторые слова. То есть (запомним это!), — возраст трёх лет считается критическим. Если к этому времени ребенок не овладел фразовой речью, можно говорить о существенном нарушении его речевого развития, а именно — об общем недоразвитии речи. В этом случае необходима консультация логопеда (особенно если ребенок вообще не говорит), так как есть вероятность, что речь у него  будет развиваться с очень большим опозданием.

Но если после трёх лет ребёнок не говорит или имеет серьёзные речевые нарушения, не стоит надеяться, что всё со временем само пройдёт, необходимо обратиться за помощью к специалистам. И совместными усилиями вы сможете преодолевать недостатки речевого развития своего ребёнка.

Каковы же причины возникновения речевых нарушений?  Это: ухудшение экологической обстановки; увеличение числа патологий беременности;  увеличение количества родовых травм; ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости; различные социальные причины.

Как же помочь своему ребенку в воспитании речи ?

Вот несколько советов:

1. В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.

2. Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами — все это тормозит речевое развитие ребёнка.

3. Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее — тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.

4. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

5. Записывайте речь ребёнка на магнитофон.  На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем — беседы с ребенком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи — от 1 до 5-10 минут (в более старшем возрасте), при этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.  Не стоит выполнять все задания сразу. Лучше заниматься несколько раз по 10-15 мин. 6. Занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не  расстраивайте  малыша, если  он не справляется с заданиями. Исправление речи — длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи — это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе!

Будем оптимистичны: дорогу осилит идущий! Речь ребёнка играет важную роль  в развитии его личности. Над речевым развитием необходимо постоянно работать. Она не является врожденной способностью человека, а формируется постепенно, вместе с развитием ребенка и развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет чёткая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Разговаривайте с вашими детьми, общайтесь с ними везде — на прогулке, в магазине, на кухне. Учите в полном объёме использовать все средства языка. Успехов вам, уважаемые родители, а речь наших детей пусть правильной и красивой !

А поможет в этом вам логопед – специалист, с чьей  помощью определяются и реализуются необходимые методики по устранению дефектов речи, актуальных как для детей, так и для взрослых.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *